Отношение к жизни меняется: в 60 как раньше в 50
Договор между поколениями остается в силе, несмотря на дополнительную нагрузку на молодежь. Взгляд в будущее: малазийцы выражают уверенность, японцы – пессимизм. Большинство молодежи считает, что не имеет достаточно средств, чтобы откладывать на старость.
Деньги имеют значение: по всему миру люди разных поколений обеспокоены своим финансовым благополучием после выхода на пенсию. Большинство считает, что им придется снизить свой жизненный уровень, и не доверяет государственным пенсионным схемам. Такой вывод содержится в недавнем исследовании «Защищенность – доверие – солидарность», подготовленном Научно-исследовательским центром международного пенсионного обеспечения Allianz к третьему Берлинскому демографическому форуму. Под этим же девизом с 9 по 11 апреля прошел и сам форум.
В исследовании «Защищенность – доверие – солидарность» анализируются взгляды на старение и выход на пенсию как у более молодой (30-45 лет), так и у более старой (60-75 лет) возрастной группы в семи странах, находящихся на разных этапах демографического развития – Германии, Франции, Италии и Великобритании, представляющих «старую» Европу, Японию, «самую старую» страну в мире, а также две «молодых» страны – Турцию и Малайзию. В исследовании ставится вопрос, как люди готовятся к выходу на пенсию и какие факторы влияют на их индивидуальное чувство защищенности.
Разные возрасты, сходные взгляды
Во времена, когда рождаемость падает, а ожидаемая продолжительность жизни растет, системы социального обеспечения испытывают все более сильное давление. Чем больше стариков нуждаются в поддержке, тем выше ответственность, которая ложится на плечи более молодого поколения. Но как это влияет на повседневную жизнь и на взаимоотношения между поколениями?
Хотя старение – это важнейшая тема во всех странах, изменения в демографической ситуации имеют в них разную скорость и глубину. «Мы установили, что региональные и культурные различия имеют куда более сильное влияние на результаты, чем аспекты взаимодействия между поколениями в одной стране, - говорит Бригитте Микса, руководитель Научно-исследовательского центра международного пенсионного обеспечения Allianz. – Меня это удивило, потому что наше исследование доказывает, что договор между поколениями остается в силе».
Самое очевидное различие между странами заключается в том, чего их жители ждут от будущего. В Японии и Франции обе возрастные группы настроены пессимистично. Говоря о своих ожиданиях от следующих 10 лет, только 4% японцев в возрасте 30-45 лет выразили оптимизм. В Малайзии, напротив, примерно 60% обеих возрастных групп чувствуют уверенность в будущем – разительный контраст с вышеупомянутыми странами.
Деньги и семья – защита моя
В рамках исследования респондентом предлагалось выбрать из вариантов ответа на вопрос, какие жизненные обстоятельства позволяют им чувствовать себя защищенными. Вариант «наличие денег или сбережений» оказался самым популярным среди обеих возрастных групп как в Японии (более 65% респондентов), так и в Малайзии (более 74%). В то же время, в таких странах как Турция и Италия респонденты поставили на первое место семью. Заслуживает внимания то обстоятельство, что во всех странах, за исключением Германии, большинство молодых респондентов считает, что у них недостаточно денег для того, чтобы откладывать на старость. Так считают 59% молодых японцев, в то время как среди немецкой молодежи такой ответ дали только 40%. Это мнение может сыграть важную роль, поскольку широко распространено убеждение в том, что государственные и корпоративные программы пенсионного обеспечения не могут дать достаточно средств для того, чтобы хорошо жить после выхода на пенсию.
В то же время, есть и хорошие новости. Те же самые люди знают, что делать – начать копить смолоду. Эта точка зрения особенно распространена в Малайзии, где пенсионная система построена преимущественно на накопительных принципах, но в Японии, Турции и Германии у нее тоже много сторонников. «Более молодые респонденты во Франции и Италии считают накопления не столь важным вопросом. Похоже, они не имеют реалистичного взгляда на доход, который их ждет после выхода на пенсию», – говорит Микса.
Жизнь стала дольше, жизнь стала веселей?
Многие опрошенные выразили желание продолжать активную жизнь после выхода на пенсию, в частности, заявив о своих интересах к волонтерской деятельности и путешествиям. Наша жизнь стала дольше, и ожидаемая продолжительность здоровой жизни тоже растет. «Жизненный экватор наступает позже: во многих странах ожидаемая продолжительность жизни 60-летних сравнялась с ожидаемой продолжительностью жизни 50-летних в середине прошлого века. Можно сказать, что сейчас 60 лет – это то же самое, что 50 раньше», – комментирует эксперт.
Старение общества уже привело к ряду пенсионных реформ, призванных облегчить бремя систем социального обеспечения. «Принимая это во внимание, недостаток доверия государственным пенсионным системам можно понять, – говорит Микса. – Меня куда больше беспокоит тот факт, что люди скептически оценивают свою способность восполнить этот пробел. Правительствам нужно развернуть системную работу по повышению эффективности дополнительных схем пенсионного обеспечения, чтобы оптимизировать существующий микс пенсионного дохода».